Динамика развития российского страхового рынка
Финансовые Известия,
17 декабря 2002 г.
Страховщикам отпиливают сук
850 просмотров
Результаты развития страхового рынка за три квартала 2002 года ставят под сомнение все слова о стабильности страхового рынка и его наилучшей динамике среди всех сегментов российской экономики. В то же время на их основе нельзя делать выводов о депрессии и стагнации.
Сокращение объемных показателей по страхованию жизни и незначительный рост в личном страховании отнюдь не свидетельствуют о снижении спроса на классические страховые услуги. Однако поводы для пессимизма все же есть. Если одно законодательное изменение может привести к столь сильному изменению структуры рынка, то ни о какой его стабильности не может быть и речи. Прослойка страхователей, осознанно делающих свой выбор в пользу страхования, крайне мала и пока еще не позволяет рынку развиваться независимо от принимаемых за его пределами решений. А это значит, что подобные "скачки" в развитии рынка будут случаться еще неоднократно. В третьем квартале 2002 года на страховом рынке произошло знаковое событие. Доля страхования жизни в совокупных взносах российских страховщиков впервые за последние три года стала меньше доли рисковых видов страхования. Речь идет не о десятых долях процента и не о случайных сезонных колебаниях. По данным Минфина, взносы по страхованию жизни в третьем квартале составили всего 34% от взносов по добровольным видам страхования, а в абсолютных значениях снизились до уровня начала 2000 года. История развития страхования жизни в России, в том числе и до кризиса, достаточно печальна. После кризиса рынок ждала другая "напасть" в лице роста популярности схем минимизации налогообложения. В России появился целый класс страховых компаний, занимавшихся исключительно подобными операциями. При этом не гнушались ими и лидеры рынка. Отказываться от схем могли позволять себе единицы страховых компаний, либо имеющие на рынке четкую классическую нишу (например, Военно-страховая компания — сотрудничество с Минобороны и Сбербанком, "Гефест" — страхование рисков дорожного строительства, Русский страховой центр — работа с предприятиями "оборонки"), либо "передающие" страхование жизни аффилированным страховщикам-партнерам. Остальные компании попросту не имели выбора. Как бы им ни хотелось развивать классические виды страхования, но с приходом на предприятие они сталкивались с неразрешимой проблемой: топ-менеджеры банков и предприятий были готовы выделять деньги на классические программы только при одном условии — в нагрузку к "зарплатным схемам" страхования жизни. Госорганы смогли реализовать свои обещания о фактическом законном запрете схем лишь в начале 2002 года, когда была принята поправка в Налоговый кодекс, согласно которой под подоходный налог должны попадать выплаты по накопительному страхованию жизни в течение первых пяти лет действия договора. Как показывает международная практика, такая поправка должна полностью "убить" схемы в страховании жизни. Согласно недавно обнародованному исследованию TАСИС, уже в следующем году доля страхования жизни должна снизиться до 5% от суммарных взносов российских страховщиков. При этом взносы по страхованию жизни не должны превысить 10 млрд рублей, что в 14 раз меньше, чем в 2001 году. Подобные цифры вполне реалистичны и, что самое главное, объективны при нынешнем спросе на продукты классического страхования жизни. Узнать реальные показатели страховщиков в классическом накопительном страховании жизни невозможно. Поэтому все цифры являются оценочными. Лидерами российского рынка по этому виду являются делающий ставку на региональное развитие и нижние ценовые сегменты "Росгосстрах" (взносы в 2001 году — 609 млн руб.) и проводящая агрессивную маркетинговую политику "дочка" одного из международных лидеров страхования жизни — компания "AIG Россия" (388 млн руб.). Также на этом рынке работают "Ост-Вест Альянс" (дочерняя компания немецкого холдинга Allianz AG), Чешская СК, крупные универсальные российские страховщики (например, Страховой дом ВСК, Промышленно-страховая компания, "РЕСО-Гарантия", "РОСНО"), "дочки" крупнейших российских предприятий, страхующих корпоративную клиентуру (например, "Лукойл", "Геополис", СОГАЗ), а также региональные компании (большинство из которых — "осколки" холдинга "АСКО"). Однако в сумме их показатели по классическому страхованию жизни в 2001 году не превышали 3-3,5 млрд руб. Таким образом, годовые взносы по классическому страхованию жизни из расчета на одного человека составляют в России всего лишь 80 центов, тогда как в Германии $700, США — $1,6 тыс., а в Великобритании — $3,0 тыс. Так что перспективы роста этого рынка очень большие. И при этом потенциальный спрос тоже присутствует: исследования среднего класса показывают, что накопительное страхование люди ставят в качестве одного из важнейших нереализованных приоритетов. При этом спрос по-прежнему остается нереализованным. И виноваты в этом не только низкие доходы населения и недоверие к институту страхования. Во многом с опасением подходят к классическому страхованию жизни и сами страховые компании. По-прежнему нерешенной остается проблема размещения резервов в долгосрочные инструменты. Кроме того, в ближайшее время планируется вполне логичное разделение компаний на занимающиеся исключительно страхованием жизни и осуществляющие иные виды страхования. Четкой маркетинговой политикой, результаты которой видны на практике, обладают лишь "Росгосстрах" и "AIG Россия". Остальные компании по сути не принимают никаких специальных мер по выходу на этот рынок. Есть и другие проблемы. Сокращение объемов по нерисковому страхованию жизни приводит к тому, что все проблемы развития классического страхования становятся более яркими. Теперь они не могут быть скрыты за громадными объемными показателями, ранее представлявшимися в качестве "страхования жизни". Впрочем, последние изменения на рынке определяют наличие еще одной, глубинной проблемы. О неклассическом характере страхования жизни очень много говорили, поэтому сокращение объемов по нему подразумевается как нечто само собой разумеющееся. Но где гарантия, что какие-либо другие законодательные изменения не приведут к новым пертурбациям на страховом рынке? Развитие страхового рынка пока в очень слабой степени зависит от спроса. По сути можно назвать лишь один такой сегмент рынка — автострахование. И в меньшей степени — страхование имущества юридических лиц, страхование выезжающих за рубеж, индивидуальное медицинское страхование, накопительное страхование жизни. Впрочем, в последних двух случаях пока нельзя говорить о массовости. Их развитие — дело ближайшего будущего.
Евгений РЕШЕТИН, рейтинговое агентство "Эксперт РА", — специально для "Финансовых Известий"
Статья приведена без рисунков.
Вся пресса за 17 декабря 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Динамика рынка, Тенденции, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 января 2025 г.
|
|
Коммерсантъ, 21 января 2025 г.
Страховщикам упрощают путь в управляющие
|
|
Финмаркет, 21 января 2025 г.
Generali и французская BPCE договорились об объединении инвестиционных операций
|
|
Башинформ, Уфа, 21 января 2025 г.
В Уфе подешевеют полисы ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
Страховая компания «Евразия» выплатит более $4 млн за ущерб от пожаров в Калифорнии
|
|
Office life, Минск, 21 января 2025 г.
Минфин утвердил новые требования к профпригодности руководства страховых компаний
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 21 января 2025 г.
В Госдуме предложили увеличить лимиты выплат по ОСАГО после ДТП почти на треть
|
|
ОренбургМедиа, 21 января 2025 г.
Ущерб на миллион. В Оренбурге будут судить банду автоподставщиков
|
|
Верстов.Инфо, Магнитогорск, 21 января 2025 г.
В Магнитогорске один из самых высоких в России страховых коэффициентов по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
Стоимость страхования слияний и поглощений в Европе снова снижается
|
|
РБК.Уфа, 21 января 2025 г.
В Уфе снизится стоимость полисов ОСАГО
|
|
Новосибирские новости, 21 января 2025 г.
Новосибирцы инсценировали ДТП с Porsche Cayenne ради страховки
|
|
Frank Media, 21 января 2025 г.
Российские топ-менеджеры активно страховали свою ответственность в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
WDF запускает застрахованные углеродные кредиты с высокой степенью надежности
|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 21 января 2025 г.
Суд взыскал полмиллиарда с экс-бенефициаров страховой «ЮЖУРАЛЖАСО» из Челябинска
|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 21 января 2025 г.
Эксперт Мигаль прокомментировала новую инициативу для страховщиков по ОСАГО
|
|
Frank Media, 21 января 2025 г.
Страховые компании хотят упростить получение лицензий УК
|
|
Бизнес online, Казань, 21 января 2025 г.
Полис может подорожать на 10–25%: автоэксперты оценили идею депутатов поднять выплаты по ОСАГО
|
 Остальные материалы за 21 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|